У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбежно приводит к отставанию в речевом, интеллектуальном и психическом развитии. Использование метода проектирования в работе с детьми с речевыми нарушениями речи даёт возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, повышает желание узнавать что-то новое об окружающей действительности.
Для повышения интереса детей к книге, был разработан краткосрочный проект «Живые буквы» с детьми логопедической подготовительной к школе группы №8. Автором проекта выступила Борисова Ирина Петровна – логопед детского сада.
Цель, которого является повышение мотивации к обучению чтению, закрепление знания о буквах, выработка навыков составления и чтения слогов, слов, профилактики дисграфии, развитию творческих способностей у детей приемами театрализованной деятельности и сказкотерапии.
В рамках проекта была проведена имитационная игра «Теремок букв». Дети – буквы «гласные» к теремочку приходили «Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют». А согласные в ответ: «Надоело нам пыхтеть, свистеть, рычать… мы хотим, как гласные песни петь». Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны?»
Интегрированное логопедическое занятие «День рождения буквы «Р»». Занятие прошло в виде погружения в сказку, у буквы «Р» было день рождения, и она пригласила своих подруг – букв. Дети, выбрав себе по букве, украшали её и готовили подарок от лица выбранных букв, для буквы «Р».
А так же дети познакомились со сказками «Азбука, звуки и буквы» М. Цветкова, «Почему «А» первая» Г. Юдина, А. Шибаева «Беспокойные соседки», «Всегда вместе», В. Драгунского «Заколдованная буква». Со стихотворениями С. Маршака «Ты эти буквы заучи», «Азбука» С. Михалкова и придумывали продолжение этого стихотворения в виде сказки «Буквы заболели».
В ходе реализации проекта «Живые буквы» в группе была запланирована деятельность родителей и детей она подразумевала изготовление букв своими руками. Родители активно приняли участие и буквы получились самые разнообразные. В дальнейшем была организована выставка – презентация «Я играю с буквами».
На развлечении Алина Амшеева рассказала, откуда появились буквы, презентовав свой проект «Как появились первые буквы». Каждый ребенок с удовольствием рассказал стихотворение о своей букве, рассказал из чего, она изготовлена.
Дети со своими буквами поиграли в разные игры, например: «Домики», нужно было заселить букву в домик согласную в синий домик, а гласную – красный. Затем пришло электронное письмо из города «Фонетика», в котором буквы просили о помощи разгадать загадки от их друзей мальчиков – гномиков. Дети сразу разгадали все буквы и написали ответное письмо. Также была организована «Мастерская букв». В мастерской дети собирали буквы из мозаики, из кубиков, из веревочки из бус и т.д. Дети, которые плохо запоминают буквы, поиграв с буквой, свободно составляют слоги, слова.
Буквы, изготовленные детьми, находятся в группе, активно используются детьми в играх.
Также было запланировано изготовление книжек – малышек и сочинение детьми вместе с родителями сказки о букве. Сказки придумали самые разнообразные, например Хастаева Диана с мамой сочинили сказку, детям эта сказка запомнилась и полюбилась с первого знакомства, за что получили первое место.
Все дети презентовали свои книги на развлечении Выставке-презентации «Чудо - дерево» отправились в сказочную страну, там превратились в буквы и повстречали «Чудо – дерево», на котором росли волшебные говорящие книги. Каждую книгу открыли и узнали много нового, например, откуда пришла книга, Буланцова Полина с мамой сочинили сказку о том, как появились книги, и рассказала её детям.
Еще одно задание, в котором нужно было собрать сюжет сказки по картинкам. Книга это не только лучший друг и источник знаний, но и ещё отличный подарок, с детьми сделали подарок для мамы книга с рассказом о себе.
Возвращаясь с путешествия, детям был задан провокационный вопрос: - «А как же нам это путешествие не забыть?» Дети предложили разные варианты, например Артем, сказал, что надо её записать, Алина – нарисовать, Влад – «придумать сказку и записать её в книгу, нарисовать рисунки». И все дети принялись за работу. Кто-то просто зарисовал свои впечатления от путешествия, а остальные сочинили сказку и назвали её «Чудо - дерево». В ходе проекта много говорим с детьми о пользе, о значении книги, многие дети записались в библиотеку, дети приносят свои книги в сад и показывают её друзьям, а теперь еще появилась в группе библиотека со своими книжками-малышками, которые сделали дети, их они читают с удовольствием. Дети, которые плохо запоминают буквы, когда поиграв с буквой, она у них остается в памяти, и ему уже не трудно становится составлять слоги, слова.
Проект наш еще не заканчивается впереди ещё нас ждет театрализованное мероприятие, занятие «Как хорошо уметь читать», консультации для родителей и многое другое.